Архип Куинджи (1841-1910)
Не так давно я узнал об украинско-русском художнике Архипе Куинджи (1841-1910). Наткнулся на видео, где работник выставки рассказывает про работы художника Архипа Куинджи. И я вдруг понимаю, что глубоко заинтересовался этим автором и его работами. Решил немного углубиться в творчество и секреты в живописи Арихипа Куинджи. Ну, и конечно, решил с вами поделиться поразившими меня работами и фактами о его технике. Первое, что впечатляет каждого кто знакомиться с картинами Архипа — это его работа со светом в картинах.

«Ночь на Днепре». 1880
Интересные факты: когда Куинджи впервые выставил полотно в Петербурге (1880), зрители не верили, что это живопись — они заглядывали за холст, ища скрытую лампу. Художник добился эффекта свечения, используя многослойное нанесение краски с добавлением битума (асфальтового лака) и цинковых белил, которые отражали свет. Выставку 1880 года посещали ночью — Куинджи затемнил зал и направил на картину луч газового света, усиливая иллюзию лунного сияния. Некоторые зрители плакали от потрясения.
Поэт Яков Полонский писал: «Это не краски, а колдовство!».
«Утро на Днепре». 1881
Это менее известная, но не менее завораживающая работа Архипа Куинджи. В отличие от ночной мистики «Лунной ночи», здесь Куинджи изобразил первые лучи солнца, пробивающиеся сквозь туман над Днепром. Он использовал розово-золотистые оттенки, смешанные с холодной голубизной воды, создавая эффект утренней дрожи воздуха.
Философский подтекст: Если «Лунная ночь» — это медитация, то «Утро» — пробуждение надежды. Сам Куинджи говорил, что хотел показать «мгновение, когда ночь отпускает землю».


«Дарьяльское ущелье». 1880
Современники отмечали, что горы будто сотканы из света — художник использовал тот же приём, что и в «Лунной ночи»: многослойные лессировки с добавлением серебристых пигментов.
Белая пелена над рекой — не просто атмосферный эффект. Рентген показал, что Куинджи переписывал туман 5 раз, меняя его плотность. Фиолетово-синие скалы — художественное преувеличение. Такой оттенок Куинджи создал, смешав кобальт с битумом (что позже привело к потемнению). Любопытно, что Ван Гог в тот же период экспериментировал с аналогичными «нереальными» цветами в горах.
В 2022 году реставраторы обнаружили в углу холста маленький крест — возможно, знак того, что художник видел в природе божественное.
Философская загадка: В отличие от ярких работ Куинджи, «Дарьяльское ущелье» мрачновато. Некоторые считают, что это намёк на его греческие корни — в эллинских мифах ущелья всегда вели в Аид.
Для информации: ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа, к востоку от горы Казбек, на границе России (Северной Осетии) и Грузии. Оно расположено между селением Верхний Ларс и пгт Степанцминда (Казбеги). Длина ущелья — около 12 км.
«После дождя». 1879
Мокрые крыши хат будто покрыты жидким серебром (Куинджи использовал свинцовые белила с лёгкой позолотой). Лужи отражают небо не синим, а фиолетовым — новаторский приём для 1870-х. Пар от нагретой солнцем земли передан размытыми мазками, предвосхищая импрессионизм.
Секрет «мокрого» цвета
Художник создал иллюзию сырости с помощью:
- Многослойной техники: сначала писал сухую землю, затем полупрозрачными лессировками — влажные участки
- Неожиданного контраста: охристые дороги рядом с изумрудной зеленью (пигмент «зелёная Веронезе» с малахитовым оттенком)
- Рефлексов: розоватые отсветы заката в лужах повторяются на стенах хат
Забавный факт: В 1880-х годах крестьяне из изображённой деревни (вероятно, где-то под Мариуполем) узнавали свои хаты и требовали у художника «арендную плату» за использование образов.


«Христос в Гефсиманском саду». 1901
«Христос в Гефсиманском саду» — единственное известное обращение Архипа Куинджи к библейскому сюжету (1901 год). Эта загадочная работа стала неожиданностью для современников, знавших художника как мастера пейзажей.
- Личный кризис: в 1900-х Куинджи переживал духовные поиски (возможно, из-за болезни)
- Вызов себе: хотел доказать, что может передать духовный свет так же, как природный
- В центре полотна изображён освещённый лунным светом Христос в белой одежде, а весь окружающий его Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой, в которой прячутся противопоставляемые Христу злодеи. В целом цветовая гамма картины перекликается с эффектами освещения в «Лунной ночи на Днепре», но не повторяет её, а помогает произвести эмоциональное воздействие на зрителя.
- По свидетельствам учеников, первоначально в правом углу была фигура убегающего человека (вероятно, Иуды)
- Куинджи закрасил её, посчитав слишком буквальной.
Философский подтекст: Некоторые искусствоведы видят здесь автопортрет — Куинджи изобразил художника перед выбором между светом славы и творческой честностью. Сам он говорил: «Я писал не Сына Божьего, а любого из нас в час отчаяния».

«Эльбрус. Лунная ночь». 1890-1895
Снежные склоны Эльбруса светятся фосфоресцирующим голубоватым светом — эффект, достигнутый смесью кобальта и цинковых белил. В отличие от других «лунных» картин, здесь ночь не тёмная, а наполненная призрачным сиянием. Внизу — таинственное свечение ледников, напоминающее северное сияние
Фоновая подсветка: холст сначала покрывали серебристой грунтовкой «Холодный огонь»: для снега использовали краску с добавлением толчёного стекла (рентген выявил микроскопические вкрапления). При дневном свете тени горы едва видны, но при слабом освещении они «проявляются»
В правом углу едва заметна фигура всадника (возможно, отсылка к нартскому эпосу). Современники отмечали, что картина вызывает ощущение «звенящей тишины».
Философский смысл: Куинджи превратил самую высокую гору Европы в космический маяк — символ недостижимого идеала. Как говорил сам художник: «Эльбрус в моей картине — это не гора, а мысль о вечности».
«Березовая роща». 1879
Двойной контраст: тёмные стволы берёз vs. неоновая зелень травы vs. бирюзовое небо. Это создаёт эффект «ослепительного лета». —
Искусственная перспектива: Куинджи срезал верхушки деревьев (как кадр в фотоаппарате), усиливая ощущение простора.
Чтобы трава «светилась», художник подкладывал под зелень розовато-оранжевый грунт — тёплый тон пробивался сквозь верхние слои.
Научный подход — Куинджи изучал оптику Чевакинского (физик XIX века) и знал: человеческий глаз смешивает цвета на расстоянии. Поэтому писал раздельными мазками, как позже делали пуантилисты. (Пуантилизм (от французского «пуант» — точка) — направление живописи, при котором изображение создаётся отдельными мазками (точками))
Скандал с выставки — В 1880 году зрители обвиняли художника в «обмане» — думали, что за холстом спрятаны лампы. Критик Стасов восторженно кричал: «Это не краски, а сам свет!»
Интересно, что её реставраторы обнаружили скрытый слой — изначально роща была закатной, но Куинджи переписал её в дневную сцену.

Заключение.
Для меня Архип Куинджи стал открытием. Его секреты и гениальные техники в живописи — показатель неизмеримой гениальности художника. Я показал не все картины, но именно те, которые не оставляют меня равнодушным. Я восхищаюсь и вдохновляюсь. Рад, что познакомился выдающимся автором. А вот список на все картины художника. Спасибо за ваше внимание.